Гряда залитых солнечным светом холмов, водная гладь под розовым небом, скалистое побережье и зеленая листва — каждому из нас знакомы стандартные пейзажные композиции, а также условия, которые фотографы с приложениями для расчета положения солнца на небе сочли бы идеальными для съемки. Однако что делать тем, кто живет в местах, где «золотой час» длится несколько минут, а большую часть дня солнечный свет остается слишком резким? Или тем, кто живет в пасмурных регионах с преимущественно ледяными пейзажами?
Полные противоположности: трудности и возможности съемки пейзажей в экстремальных условиях
Клемент Кирагу — фотограф пейзажей и дикой природы из Кении — и Аса Стейнарс, фотограф пейзажей и приключений, живущая в Исландии, считают, что именно уникальные выразительные пейзажи родных земель позволяют им выделиться из толпы. Фотографировать в экстремальных условиях может быть крайне непросто — Аса однажды заблудилась на Исландском плато, куда отправилась на съемки заказа, когда во время снежной бури ее автомобиль замело, и она оказалась отрезана от всех ближайших дорог. «К счастью, местный гид, что водит туристов в экспедиции, увидел следы от автомобильных шин на снегу и спас мне жизнь», — вспоминает она.
По словам Клемента, при съемке выразительных пейзажей в национальном парке Масаи-Мара перед ним возникает опасность столкновения с большими кошками и другими дикими животными. «Через несколько дней съемки из кустов львы привыкают ко мне и даже спят в тени, что отбрасывает мой автомобиль», — рассказывает он.
И Клемент, который является амбассадором Canon, и Аса начинали с совершенно других сфер деятельности — Аса изучала инженерное дело, а Клемент работал режиссером в рекламном агентстве — однако пытаясь найти новые способы запечатлеть свое окружение, они смогли создать особую нишу и достичь успеха на новом поприще.
Есть ли у вас оборудование Canon?
В этой статье они делятся советами по съемке пейзажей в экстремальных условиях, рассказывают о трудностях творческой деятельности и своем комплекте оборудования Canon, а также обсуждают, почему в итоге работать в этом жанре фотографии стоит потраченных усилий.
1. Добейтесь оптимальных условий
Клемент говорит: «Знание местности сыграет вам на руку при съемке дикой природы и пейзажей. В Кении полно разных локаций — утром вы можете оказаться на пляже, а днем наблюдать за "Великой миграцией" гну. Я знаю, чего можно ожидать, поэтому готов к любым условиям съемки и могу представить, в какое время суток лучше начинать съемку. Как и все пейзажные фотографы, я жду "золотого часа" и снимаю в ручном режиме, чтобы точно подстраивать параметры по мере того, как меняется освещение».
Аса говорит: «Мои фотографии довольно часто отражают дух настоящей Исландии, поскольку у меня получается продемонстрировать совершенно разные погодные условия. Некоторые фотографы не снимают в проливной дождь или при ярком солнце, однако с опытом я научилась справляться с разными, пусть и неидеальными условиями съемки, что определенно помогает мне выделяться среди других фотографов. Я уверена, что мое оборудование выдержит любую непогоду, поскольку у меня достаточно опыта съемки в экстремальных условиях — я знаю, что мои устройства на самом деле защищены от пыли и влаги».
2. Используйте разные возможности оборудования
Клемент говорит: «У меня есть три камеры — Canon EOS R5, Canon EOS-1D X Mark II и Canon EOS 5D Mark III [в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV], однако я снимаю пейзажи на EOS R5 из-за более высокого разрешения и устанавливаю на нее объектив Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM [через адаптер крепления Canon EOS R]. Я регулярно снимаю в Масаи-Мара, и бывает, что необычное животное попадает в кадр, когда я создаю пейзажную композицию. Этот зум-объектив позволяет мне легко менять формат композиции, а стабилизаторы изображения на EOS R5 и объективе 24–105 мм позволяют адаптироваться к разным ситуациям и снимать с рук.
Люди считают, что для съемки нужно много оборудования, а я отвечаю им, что объективы для меня — словно кисти для художника; дело не в их количестве, а в умении использовать их. Я в первую очередь фотограф дикой природы, однако я люблю пейзажи, ведь они позволяют запечатлеть животных в определенном контексте, что позволяет добиваться разнообразных результатов».
Аса говорит: «Раньше я брала свою Canon EOS-1D X Mark II, когда отправлялась в горы для съемки пейзажей, однако теперь вместо нее беру Canon EOS R5 и могу быть уверена, что качество останется прежним, но при этом общая конфигурация будет более компактной. Очень здорово ходить в походы с компактным, но вместе с тем надежным оборудованием. Что касается объективов, я беру с собой Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM, позволяющий запечатлеть прекрасные обширные пейзажи, и Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM, который обеспечивает иную, более сжатую перспективу. Если я снимаю людей, дикую природу или выразительные объекты природного мира на переднем плане, этот объектив 70–200 мм сжимает перспективу, уменьшая воспринимаемое расстояние между передним и задним планами, что делает композицию более драматичной».
3. Снимайте пейзажи при атмосферном тусклом свете
Аса говорит: «Я всегда беру с собой штатив для создания автопортретов, однако он также позволяет запечатлеть водопад или северное сияние с длительной выдержкой. При достаточном освещении мне удавалось четко запечатлеть северное сияние, снимая с рук, однако возможность снимать с более длительной выдержкой позволяет получать прекрасные снимки даже при более тусклом освещении. EOS R5 очень эффективна при слабом освещении, что действительно помогает, поскольку я могу снимать с гораздо более высокими значениями ISO без лишнего шума на изображениях».
Клемент говорит: «В первую очередь при подготовке к съемке на закате я меняю значение баланса белого. Снимая в режиме "Тень", я получаю более насыщенные цвета — солнечный свет получает глубокий, оранжевый оттенок. Я всегда снимаю с ISO 100 и начинаю с диафрагмы f/7, чтобы запечатлеть сцену с довольно большой глубиной резкости и сохранением высокого уровня детализации. Я начинаю снимать с короткой выдержкой, а затем выбираю все более длительную выдержку по мере того, как света становится меньше. На рассвете все происходит в обратном порядке — я начинаю снимать с выдержкой около 1/200 сек., после чего выбираю более короткую выдержку, когда солнечного света становится больше».
Как зарабатывать на пейзажной съемке
4. Подбирайте неожиданные композиции
Аса говорит: «Пейзажи, где нет ничего лишнего, отлично смотрятся, если фотографировать уникальные природные условия в Исландии — к примеру, этой зимой на черных пляжах можно было увидеть снег, что бывает довольно редко. Я сосредоточилась на съемке этого явления, поскольку хотела запечатлеть прекрасный уникальный контраст черного песка и белого снега. Однако в остальных случаях я включаю себя в пейзаж, чтобы зритель мог ассоциировать себя с ним. Таким образом человек, который будет смотреть на фотографию, сможет представить, что действительно находится в этом месте».
Клемент говорит: «Когда я выбираю композицию для пейзажной съемки, то ищу ведущие линии, которые помогут зрителю "двигаться" по кадру между передним и задним планами. Я хочу, чтобы мои изображения казались объемными, поэтому ищу необычные элементы для переднего плана, нечто грандиозное для заднего плана и ведущие линии, которые будут объединять их, создавая выразительную композицию».
5. Привыкайте к дискомфорту
Клемент говорит: «Погода в Кении не настолько сурова, как в Исландии, однако по утрам здесь бывает очень холодно, а сразу же после рассвета солнце начинает нещадно палить. Я много времени провожу в поездках на автомобиле по национальным паркам — в салоне становится нестерпимо жарко и пыльно, даже если в автомобиле есть дополнительные элементы изоляции.
Также приходится отгонять мух от объектива и сохранять спокойствие, когда целая туча насекомых вьется вокруг при "Великой миграции", а также замечать диких животных, которые маскируются в длинной траве. Большие кошки любят скрываться от людей, однако Canon EOS R5 очень помогает в их съемке — автофокусировка с распознаванием глаз действительно невероятна, и ей всегда удается различать животных в длинной траве».
Аса говорит: «Очень часто я просто сижу в машине и коплю энергию, чтобы выйти наружу, однако в глубине души знаю, что мне нравятся такие условия. Холод заставляет меня чувствовать себя живой, и к концу дня, когда я измотана погодными условиями, я чувствую, что кое-чего достигла.
Я знаю, что EOS R5 справится с задачей в любую погоду. В Исландии нельзя просто сидеть и ждать, когда солнце изволить выйти из-за туч, однако мне повезло — мне нравится штормовая погода. Будь то дождь, ветер или снег, я отправляюсь на съемки, и пока что влагозащищенная конструкция EOS R5 ни разу меня не подвела. Несколько раз камера промокала чуть ли не насквозь. В непогожие дни, когда идет косой дождь, я стараюсь снимать на Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM, поскольку он оснащен большой блендой. Таким образом объектив остается сухим, и на его передний элемент не попадают капли дождя».
Комплект оборудования Асы Стейнарс и Клемента Кирагу
Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий
Камеры
Canon EOS R5
Беззеркальная полнокадровая камера для профессионалов, поддерживающая съемку видео 8K и фото высокого разрешения. И Аса, и Клемент работают с этой камерой при фотосъемке пейзажей. «Я знаю, что EOS R5 справится с задачей в любую погоду, — говорит Аса. — Она еще ни разу меня не подводила».
Canon EOS-1D X Mark III
И Аса, и Клемент используют разные версии этой цифровой зеркальной камеры — это идеальный инструмент для творчества, оснащенный системой автофокусировки на основе глубинного обучения, функцией съемки видео 5.5K RAW и возможностями для эффективной съемки при слабом освещении. Клемент говорит: «Я работаю с ней, фотографируя дикую природу. Она невероятно быстрая! С ней я не упускаю ни единого кадра».
Canon EOS 5D Mark IV
Новое поколение камеры Canon EOS 5D Mark III, с которой работает Клемент, отличается продуманной конструкцией для универсального использования. «EOS 5D Mark III — это моя резервная камера, — говорит Клемент. — Никогда не знаешь, что может произойти, и у меня за всю карьеру не было случаев, когда резервная камера пригодилась бы, однако я все равно беру ее с собой на всякий случай!»
Объективы
Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM
Аса использует этот профессиональный зум-объектив 24–70 мм L-серии, который предлагает широкую диафрагму и стабилизацию изображения с эффектом 5 ступеней экспозиции.
Canon RF 24-105mm F4L IS USM
Клемент использует этот легкий и универсальный зум-объектив L-серии 24–105 мм с диафрагмой f/4, быстрой и бесшумной автофокусировкой и стабилизацией изображения с эффектом 5 ступеней экспозиции.
Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM
Аса предпочитает обновленную версию этого классического широкоугольного зум-объектива, которая обеспечивает потрясающую резкость по всему диапазону зумирования.
Canon EF 17-40mm f/4L USM
Сверхширокоугольный зум-объектив, который обеспечивает превосходное качество изображения и постоянную максимальную диафрагму. «Я применяю его, когда фотографирую архитектуру и пейзажи», — говорит Клемент.
Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM
Новое поколение объектива, который предпочитают Аса и Клемент — это светосильное и универсальное устройство для любого типа заданий. Аса говорит: «Если я снимаю людей, дикую природу или выразительные объекты природного мира на переднем плане, этот объектив 70–200 мм сжимает перспективу, уменьшая воспринимаемое расстояние между передним и задним планами, что делает композицию более драматичной».
Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM
И Аса, и Клемент используют этот профессиональный зум-объектив L-серии со стабилизатором изображения и покрытием ASC для непревзойденной резкости при съемке спортивных событий и дикой природы.
Canon EF 24mm f/1.4L II USM
Аса использует этот профессиональный широкоугольный светосильный объектив с оптикой L-серии и диафрагмой f/1.4, который идеален для съемки в условиях слабого освещения.
Canon EF 50mm f/1.2L
Светосильный объектив EF 50mm f/1.2L USM с максимальной диафрагмой f/1.2 позволяет получать превосходные результаты даже в условиях слабого освещения, чем пользуются и Аса, и Клемент. «Обычно я применяю его при создании портретов, — говорит Клемент. — Он обеспечивает наиболее приятный эффект боке».
Аксессуары
Телеконвертер Canon EF 2x III
Аса использует этот профессиональный экстендер для увеличение фокусного расстояния своих объективов в два раза.
Адаптер крепления Canon EF-EOS R
Стандартный адаптер крепления EF-EOS R позволяет легко использовать объективы EF-S и EF с камерами EOS R. Фотографы, у которых уже есть объективы EF-S или EF, могут без сомнений покупать систему EOS R, ведь их объективы можно использовать с этой системой.