СТАТЬЯ
Фоторепортаж о жизни Южной Африки после апартеида
Фотожурналист Илви Ньокиктьен рассказывает о своем десятилетнем мультимедийном проекте Born Free, снятом на камеру Canon EOS 5D Mark IV.
СТАТЬЯ
Как выглядит фотожурналист? Помимо всего прочего, это скорее всего будет мужчина. Отчет Института изучения журналистики Reuters Оксфордского университета, основанный на онлайн-опросе участников World Press Photo (2007–2018 гг.), выявил, что женщины составили лишь 15% от общего числа участников конкурса. Более того, эти женщины зарабатывали меньше, чем их коллеги-мужчины, чаще работали в режиме частичной занятости и реже нанимались крупными новостными организациями. Почему же мужчин все еще больше в сфере новостной фотографии? Выявить причины достаточно сложно. В этой статье мы анализируем, является ли такая гендерная представленность проявлением сексизма в обществе или лишь проблемой, связанной с конкретной индустрией.
Конечно же, существует ряд непреодоленных барьеров, но многое указывает на прогресс в этой области, в частности благодаря организации ежегодной премии Canon Female Photojournalist Award, которая призвана обратить внимание на талантливых женщин в индустрии фотожурналистики, и Women Photograph — онлайн-каталогу фотожурналистских историй, созданных женщинами и гендерквирами, где они могут искать наставников, выигрывать гранты и организовывать мастер-классы.
На международном фестивале фотожурналистики Visa pour l'Image 2019, который прошел в Перпиньяне, Франция, мы пообщались с группой женщин-фотожурналистов и фоторедакторов, чтобы выяснить, каково им работать в преимущественно мужской индустрии и как они планируют помочь женщинам строить карьеру в этой отрасли в будущем.
«Однажды редактор спросил меня, как обстоят дела в моей семье и планирую ли я заводить детей. Я уверена, что мужчин об этом не спрашивают», — говорит амбассадор Canon Илви Ньокиктьен.
Хлоя Коулман, фоторедактор из Washington Post, говорит, что даже при работе с разнообразными в гендерном и этнокультурном плане специалистами возникают трудности. «Я думаю, мне повезло, потому что в The Washington Post достаточно "пестрая" новостная редакция. Думаю, что молодой девушке-фоторедактору будет непросто работать в такой среде, так же как молодым женщинам сложно работать в любой другой отрасли. Как заставить людей прислушиваться ко мне? Как сделать так, чтобы они воспринимали мои идеи? Я хочу, чтобы люди уважали мое мнение и видение. К сожалению, для молодых женщин в совершенно разных отраслях именно это и представляет сложность».
«Многие женщины гораздо менее уверены в себе, и я думаю, что это начинается еще со школы, — говорит Нанна Хайтманн, стажер агентства Magnum, вспоминая случай, когда парень из ее класса просил 2500 долларов за один день коммерческой съемки. — Он так и не нашел работу», — говорит она, но все равно сравнивает такой подход с женщинами-фотографами, которые, по ее словам, зачастую соглашаются на любую предложенную цену, потому что боятся просить больше из-за вероятного отказа.
«Люди считают, что если наймут женщину-фотографа, то получат более чувственную историю, — говорит Илви. — Я не согласна с этим. Большинство моих наставников — мужчины, и как фотографы они невероятно чувствительны».
«Возможно, быть женщиной даже помогает, поскольку люди не воспринимают вас всерьез и поэтому не настолько боятся, — говорит Нанна. — Иногда я гуляю с небольшой камерой, и люди даже не думают о том, что я журналист. Также очень помогает то, что женщины пускают меня в свой личный мир, особенно в мусульманских странах». Илви соглашается: «Я фотографировала в женском госпитале в Афганистане; фотограф-мужчина никогда бы не смог этого сделать».
Одним из способов привлечь больше женщин в эту сферу является организация специальных грантов, таких как премия Canon Female Photojournalist Award на фестивале Visa pour l’Image, которая в 2020 году будет проводиться в 20-й раз.
«Гранты очень помогают женщинам, — говорит фотожурналист Камилла Феррари. — Женщины не так регулярно участвуют в открытых конкурсах. Специальные гранты мотивируют женщин-фотографов бороться за награду». Однако стоит избегать чрезмерной позитивной дискриминации, иначе она будет казаться навязанной, — добавляет она. «Я хочу, чтобы мои работы хвалили не потому, что я женщина. Иначе это еще хуже, чем вообще ничего не выигрывать».
Нанна считает иначе: «Очень многие выступают против специальных квот, но поначалу они нужны, чтобы запустить изменения в индустрии, после чего индустрия уже начнет меняться сама».
Хлоя говорит: «Итоговая цель — сделать так, чтобы гранты перестали быть чем-то необходимым; тогда мужчины и женщины всех социальных уровней и цветов кожи смогут соревноваться за одинаковые гранты и участвовать в конкурсах на равных условиях».
«Я не думаю, что большая часть дискриминации, которую я ощущала, была преднамеренной, — говорит Лора Мортон, обладательница премии Canon Female Photojournalist Award 2018 года. — Думаю, это происходило подсознательно. И я считаю, что теперь, когда об этом говорят все больше, люди гораздо сильнее задумываются о своих решениях, о выборе сотрудников и, возможно, о том, в чем заключаются их унаследованные предрассудки и как их преодолеть».
«Моей первой работой была стажировка в Seattle Times, — продолжает Лора. — Во время тестирования профориентации нам выдали по листку бумаги с этнической картой города. Нам сказали: "Если вы фотографируете мероприятия местных сообществ, и на ваших фотографиях этого не видно, вам стоит подумать о своих предубеждениях и исправить их". Мне было очень интересно это услышать».
«Я думаю, что стоит приложить серьезные усилия, чтобы выйти за рамки текущего сообщества из людей, которых знают все, и найти новых фотографов, — говорит Хлоя. — Они есть, они создают проекты, но как сделать так, чтобы их проекты публиковались? Как сделать их частью известного сообщества?». По ее мнению, это связано с редакторами, их моделью оценки и тем, с какими фотографами они работают. «Изображение может показаться необычным одному редактору, но другому, с иным опытом работы, оно покажется стереотипным и незаслуживающим внимания. Разнообразие редакторов не менее важно, чем разнообразие фотографов».
«Раньше подавляющим большинством фотожурналистов были мужчины, в основном из западного мира, — говорит Магдалена Эррера, руководитель отдела фотографии в GEO France и наставник программы Canon для студентов в 2019 году. — Теперь все гораздо разнообразнее — фотография развивается в таких регионах, как Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и Африка… Там работают местные фотографы, которые привлекают издания по разным причинам, в том числе и экономическим, но также потому, что люди хотят увидеть иной взгляд на жизнь. Что касается социального положения, фотожурналистикой могут заниматься те, кто относится к среднему классу или более состоятельным социальным группам. В западном мире таких больше, в других частях мира их меньше. В Латинской Америке вы можете стать фотографом, только если вы из богатой семьи. Бедная семья будет инвестировать в профессию, которая поможет вам подняться по социальной лестнице. Это меняется, но все требует времени».
«Это не самая простая карьера с точки зрения финансовых вложений, и это большая проблема, — говорит Лора. — Я фотографировала людей в течение 10 лет, чтобы покрыть кредиты, которые нужны были мне для начала карьеры. Мои родители не поддерживают меня, но я знаю, что если произойдет нечто ужасное, я смогу на них рассчитывать. В этой индустрии не хватает людей из других социоэкономических слоев и этнических групп. Вот что действительно важно. Только так мы можем узнать о нашем мире».
Автор
Портреты в этой статье были созданы Лайлой Зибер и Аленой Кардаш под руководством амбассадора Canon Даниэля Эттера в рамках программы Canon для студентов на фестивале Visa pour l’Image 2019 в Перпиньяне, Франция.
«В рамках этой фотосессии мы стремились раскрыть образы женщин, которые работают в этой индустрии. Поскольку Visa pour l’Image и сам Перпиньян играют важную роль в обсуждении женского представительства (и женщин-фотографов здесь до сих пор достаточно мало), нам было важно использовать естественное освещение и городские пространства в качестве фонов, — говорят Лайла и Алена.
— Мы хотели создать портреты с помощью такого инструмента визуализации, который не только привлечет внимание к героям фотосессии, но также позволит работать в едином стиле и запечатлеть таким образом женщин-фотографов, которые сталкиваются со схожими или одинаковыми проблемами. Мы решили выбрать карманную зеркальную камеру, чтобы сделать тонкий акцент на взгляде этих женщин, но в то же время построить визуальное повествование».
СТАТЬЯ
Фотожурналист Илви Ньокиктьен рассказывает о своем десятилетнем мультимедийном проекте Born Free, снятом на камеру Canon EOS 5D Mark IV.
Мероприятия
Как «Без фильтра», совместный проект Canon и ICRC, дает живущим в нестабильных зонах людям инструменты и преподавателей, чтобы они могли рассказывать свои истории посредством фотографий.
СТАТЬЯ
Фотограф Magnum Photos рассказывает о пяти выводах, которые она сделала за свою карьеру — от ситуативного подхода к съемке до критериев выбора объектива.
СТАТЬЯ
От положения камеры до постановки сложных вопросов — узнайте, как съемочная группа подошла к съемке впечатляющих интервью.
Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro