Уровни смысла: использование двойной экспозиции для создания связи между людьми и местом

Амбассадор Canon Алин Дешам рассказывает о том, как сочетание портретов и городских пейзажей позволило ей запечатлеть силу и сплоченность итальянского сообщества.
Черно-белая фотография с двойной экспозицией: пожилой мужчина в шапке + городской пейзаж каменных зданий.

Амбассадор Canon Алин Дешам совмещает портреты жителей района Сасси города Матера, Италия, с изображениями древних пещерных жилищ, благодаря которым этот регион стал известен. Уникальные каменные сооружения, построенные на основании доисторических поселений, стали эффектным фоном для фотографий. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Алин Дешам

История обитателей Сасси — района небольшого итальянского города Матера — это история о стойкости. Этот лабиринт из каменных домов появился еще в доисторические времена, однако в начале XX века его обитатели — большинство из которых были простыми бедняками и беженцами — жили в условиях крайней бедности. Для нации это стало настоящим позором, поэтому в 1950-е годы тысячи местных жителей подверглись принудительному переселению. Жилища были заложены кирпичами и оставлены разрушаться. Все изменилось в 1990-е годы, когда Сасси был признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Приток туристов вдохнул новую жизнь в этот район, и для жителей наступили перемены к лучшему.

В 2019 году французско-тайский документальный фотограф Алин Дешам стала одной из многих фотографов, приглашенных в Матеру для участия в трехмесячной арт-резиденции, спонсируемой Canon. Возможность запечатлеть изменения, происходившие в данном районе, привела к созданию проекта Fiore di resilencia — фотопроекта, в котором с помощью двойной экспозиции слились воедино тающие пейзажи города, цепляющиеся в суровых условиях за жизнь растения и трогательные портреты местных жителей.

В некотором смысле многоуровневый подход к съемке, выбранный Алин, — это визуальное отображение сложной истории района. Этот проект объединил в себе сразу несколько жанров фотографии: портрет, городской пейзаж и уличную фотографию. Но для Алин они все являются частью единого целого. «В конечном счете я придерживаюсь одного жанра — документальной съемки, — объясняет она. — Будь то съемка позирующего человека или людей на улицах — я просто рассказываю миру истории этих людей».

В этой статье Алин делится пятью уроками, которые она извлекла из использования двойной экспозиции во время документальной съемки в Сасси.

Черно-белая фотография с двойной экспозицией: мужчина с усами + каменная арка, заросшая дикорастущими растениями.

Флора в Сасси отличается богатым разнообразием, несмотря на сложные климатические условия. «Когда начинаешь бродить по улицам в этом районе, это действительно поражает», — говорит Алин. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 50mm f/1.2L USM. © Алин Дешам

Черно-белая фотография с двойной экспозицией: сидящий человек держит в руках букет цветов + поле дикорастущих цветов.

Камера Canon EOS 5D Mark IV позволяет создавать изображения с двойной экспозицией прямо в камере, однако Алин использовала Adobe® Photoshop® Lightroom® для объединения своих фотографий, усиливая или уменьшая прозрачность с помощью инструмента «Кисть» для создания таких эффектов, как тропа, проходящая сквозь голову объекта съемки. © Алин Дешам

Определитесь с тем, какой посыл несут ваши фотографии

Первый проект Алин с использованием двойной экспозиции получился случайно, когда она по ошибке смешала две пленки с фильмами о путешествиях из Парижа и Бангкока. Получившиеся фотографии стали проектом Sérendipité, который был представлен на фестивале Rencontres Photographiques du 10e в Париже в 2016 году.

Для создания большинства фотографий проекта Fiore di resilencia Алин использовала камеру Canon EOS 5D Mark IV, заранее не задумываясь о том, как именно фотографии будут сочетаться, а затем экспериментировала с выбором композиции на этапе постобработки. Однако она с самого начала знала, какое сообщение хочет донести до зрителей с помощью своих фотографий, а именно то, как каменная основа города и растения, пробившиеся к жизни, несмотря на непригодные условия, отражают силу и стойкость жителей района Сасси. Она проводила время в поисках таких сцен и композиций, которые помогли бы ей рассказать эту историю, таких как голые ветки деревьев, которые могли бы стать фоном для портрета.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.

«В Матере все сделано из камня, поэтому кажется, будто район Сасси обречен быть безжизненным, но в нем повсюду растут дикие растения, — говорит она. — Несмотря на бедность местной почвы, растениям удается выживать. Жители Сасси были отвергнутой частью общества. Было сделано абсолютно все, чтобы не дать им жить здесь, но они остались. Используя двойную экспозицию для создания метафоры, я старалась показать эту удивительную стойкость».

Черно-белая фотография с двойной экспозицией: мужчина в плоской кепке идет вдоль стены + цветение маленького дерева, запечатленного крупным планом.

Алин сосредоточилась на съемке уличных сцен и мимолетных мгновений, а также на постановочных портретах — обратите внимание на добавленные образы в правой части кадра. © Алин Дешам

Установите контакт с объектом съемки

Местные жители были рады поучаствовать в создании проекта Алин, и это позволило ей свободно экспериментировать с разными композициями. Портреты получились абсолютно разными: некоторые были сняты в динамичном уличном стиле, а другие кажутся более личными.

Этот проект показал ей значимость близкого контакта даже в самых сложных условиях — Алин не владеет итальянским языком, однако она сумела наладить контакт с местными жителями. «Я задумываюсь об этом даже сейчас. Как мне это удалось? Как мы нашли общий язык? — признается она. — Этот проект вселил в меня уверенность, теперь я не так боюсь встречаться с новыми людьми».

Местные приглашали Алин в свои дома, приглашали на семейные обеды, позволяли посещать религиозные церемонии, однако во время портретной съемки на улицах Алин обнаружила, что налаживание контакта может проявляться и в более мелких деталях. «Иногда вы фотографируете кого-то, они замечают вас, и вы обмениваетесь улыбками, — говорит она. — В итоге вы начинаете разговаривать с этим человеком и думаете, что раз уж вас заметили, то можно сделать и второе фото, и эта фотография становится отличным портретом».

Используйте камеру, которая расширяет вашу свободу творчества

В работе над этим проектом Алин использовала камеру Canon EOS 5D Mark IV в основном из-за ее надежной и простой в использовании системы автофокусировки. «Фокусировкой можно управлять одним пальцем и при этом вести съемку, — отмечает Алин. — Это обеспечивает невероятную универсальность. Эта функция камеры стала моей любимой».

Возможность быстрого переключения между режимами фото- и видеосъемки камеры EOS 5D Mark IV также оказалась очень полезной. Когда во время видеосъемки обитателей Сасси Алин видела идеальный момент для создания портрета, она с легкостью могла переключаться между режимами съемки. «Нет необходимости открывать меню. Для переключения между двумя режимами не приходится тратить драгоценные секунды», — восхищается она.

A tourist, wearing a coat, a backpack and a hat, pictured from behind facing an old cobbled street at evening with lights twinkling on a dark hill in the background.

Лучшие объективы для уличной фотографии

Три профессиональных стрит-фотографа рассказывают об основных объективах, на которые они полагаются при создании потрясающих городских пейзажей.
Черно-белая фотография с двойной экспозицией: человек в очках опирается на стену + религиозная процессия движется по каменной мостовой.

Алин позволили присоединиться к религиозному шествию и обрядам, что стало важным шагом, поскольку местное сообщество разделилось в своем отношении к значительному притоку туристов, который наблюдается в последние годы. © Алин Дешам

Убедитесь, что объектив подходит для ваших задач

Для создания документальных фотографий в собственном стиле Алин требовалось, чтобы объектив был простым в настройке, поэтому она выбрала два объектива: Canon EF 50mm f/1.2L USM и Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM, которые вместе обеспечили необходимый диапазон фокусных расстояний.

«Объектив EF 50mm f/1.2L USM я предпочитаю использовать для портретов, — говорит она. — С ним у меня получается красивый размытый фон и очень четкие детали — просто обожаю его. Я использовала EF 24-70mm f/2.8L II USM, когда мне требовалось более универсальное оборудование — например, во время съемок в маленьких комнатах, в которых невозможно отойти на достаточное расстояние от объекта, чтобы использовать 50 мм».

Оба объектива являются достаточно компактными, что было особенно полезно для свободы действий. «Большие объективы могли отпугнуть местных жителей, — объясняет Алин. — Думаю, что со мной не стали бы даже разговаривать, если бы я выбрала объектив покрупнее. Они бы подумали, что я шпионю за ними. Когда же люди замечали меня с маленьким объективом, мне удавалось общаться с ними и создавать их портреты».

Черно-белая фотография с двойной экспозицией: силуэт мужчины, стоящего за забором, + поле диких цветов.

Возрождение Сасси — это длительный процесс. Многие люди, живущие в этом районе и его окрестностях, не уверены в том, какое будущее их ждет. Фотографии, созданные Алин, пронизаны загадочной атмосферой, будто прерванный на самом интересном месте рассказ. © Алин Дешам

Используйте этап постобработки для экспериментов

Алин создавала двойную экспозицию на этапе постобработки, и будучи открытой для новых идей, использовала все возможности для экспериментов. «У других может быть иной подход, но я люблю пробовать новое», — признается она. Найдя две подходящие фотографии, Алин опытным путем определяла, какие части каждого изображения ей хотелось бы выделить в финальной версии изображения. С помощью инструмента «Кисть» в программе Adobe® Photoshop® Lightroom® Алин выделяла участки, которые хочет оставить видимыми, такие как лица, а затем настраивала прозрачность отдельных участков изображения.

«Можно выделить элементы, которые хочется убрать, — объясняет она. — И весь процесс превращается в рисование. Вы выделяете участки кадра, которые хотите сохранить, и убираете лишние. Мне очень нравится этот процесс. Он очень похож на проявление черно-белой пленки: только те части фотографии, на которые попадут реагенты, станут видимыми. И нет никаких правил, это настоящий творческий процесс».

Jon Stapley

Adobe, Lightroom и Photoshop являются товарными знаками или зарегистрированными товарными знаками корпорации Adobe в США и/или в других странах.

Aline Deschamps' kitbag

The key kit pros use to take their photographs

Оборудование Алин Дешам, включая камеры и объективы Canon.

Camera

Canon EOS 5D Mark IV

Камера EOS 5D Mark IV подходит для любых условий съемки благодаря широкой функциональности и оптимизированной конструкции. По словам Алин, можно управлять фокусировкой одним пальцем и при этом вести съемку. Это обеспечивает невероятную универсальность.

Lenses

Canon EF 50mm f/1.2 USM

Светосильный объектив EF 50mm f/1.2L USM с максимальной диафрагмой f/1.2 позволяет получать превосходные результаты даже в условиях слабой освещенности. «Я определенно предпочитаю использовать именно этот объектив для портретной съемки, — признается Алин. — С ним у меня получается красивый размытый фон и очень четкие детали — просто обожаю его».

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Этот объектив серии L заслужил доверие профессиональных фотографов как лучший зум-объектив благодаря качественной оптике и возможности использовать его практически в любых условиях. По словам Алин, она использовала EF 24-70mm f/2.8L II USM, когда ей требовалось более универсальное оборудование — например, во время съемок в маленьких комнатах, в которых невозможно отойти на достаточное расстояние от объекта, чтобы использовать 50 мм».

Статьи по теме

Максимально эффективное использование мультиэкспозиции

Фотографы Роб Пейн и Мэтт Бен Стоун демонстрируют творческие приемы с использованием функции мультиэкспозиции, доступной на многих камерах EOS.

Свежий взгляд на пейзажную фотографию

Три фотографа разного стиля рассказывают о том, как необычные ракурсы, уникальные локации и нестандартные технические приемы съемки могут помочь в создании выдающихся пейзажных изображений.

Лучшие объективы для портретной фотографии

Гия Бесана, Фелисия Сиско, Хелен Бартлетт, Джеймс Масселуайт и Илви Ньокиктьен рассказывают о своих любимых профессиональных объективах для съемки портретов.

10 фактов о Canon EOS 5D Mark IV, которые вы не знали

Узнайте больше об основных функциях этой цифровой зеркальной камеры, благодаря которым эта модель прекрасно подходит для современной фото- и видеосъемки.

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro