Съемка динамичных сюжетов посреди заснеженных пейзажей может представлять для фотографа особые трудности.
Фотографируя отчаянных смельчаков, которые проносятся вниз с вершины горы, всегда хочется найти условия с идеальным снегом и самыми яркими трюками. Аккумуляторы быстро разряжаются на холоде. В холодную погоду палец, которым вы нажимаете кнопку спуска затвора, может «задеревенеть». А горный склон будет залит резким солнечным светом.
Рихард Вальх, один из самых известных фотографов спорта и амбассадор Canon, не боится этих невзгод.
«Со временем я понял, что к отправке в горы нужно тщательно готовиться, — говорит он. — Нужно выбрать правильное снаряжение, поскольку если что-то пойдет не так уже на месте съемок, у вас не будет возможности все исправить».
Чтобы вы были полностью готовы к созданию умопомрачительных снежных фотографий, в этой статье мы собрали для вас советы от Рихарда по фотосъемке зимних видов спорта.
Краткое руководство по съемке зимних видов спорта
1. Ориентируйтесь на освещение при планировании своего дня. Но проявляйте гибкость.
Рихард рекомендует внимательно следить за освещением, чтобы поймать нужный момент, — сохраняйте терпение.
«Самый лучший свет для съемки на склонах — на рассвете и на закате. Canon EOS R50 отлично подходит для использования в условиях слабого освещения, например на рассвете или закате. Она оснащена усовершенствованным процессором DIGIC X, поэтому вы получаете неизменно качественные результаты даже при необходимости немного увеличить значение ISO, чтобы компенсировать недостаток света».
Пусть камера EOS R50 и относится к моделям начального уровня, она поддерживает серийную съемку 15 кадров в секунду, что означает минимальный интервал между созданием снимков и еще больше возможностей сохранить момент с оптимальным качеством изображения.
Однако Рихард предупреждает, что вам не стоит ориентироваться исключительно на узкий временной интервал. Более того, нужно быть готовыми провести в горах целый день.
«Погода в горах непредсказуема и переменчива. Я рекомендую отправляться на склон как можно раньше, — говорит он. — Таким образом вы будете готовы к работе в то время, когда освещение будет оптимальным».
2. Установите контакт с теми, кого снимаете.
При съемке любого вида спорта чрезвычайно важно наладить диалог с героями съемки, чтобы вместе работать над созданием захватывающих фотографий.
«Если снимаете спортсмена, то можно начать разговор с общих интересов — это в том числе и создание изображений, поскольку у вас обоих есть общая цель».
По словам Рихарда, крайне важно найти баланс между вашими навыками фотографа и умениями спортсмена. «Я могу определить, в насколько удачном положении для фото находится спортсмен или что именно мне нужно сделать, чтобы сделать его фотогеничным. Но сначала я всегда узнаю, в каком положении человеку комфортнее всего, а также где именно, на его взгляд, он может показать себя с лучшей стороны. Это становится основой совместного творчества».
3. Подготовьте к холодам камеру, подготовьтесь сами и возьмите побольше аккумуляторов.
«В холодную погоду самое главное — это оставаться на холоде, если нужно работать на улице. Когда вы заходите в теплое помещение с холода, объектив камеры начинает быстро запотевать, поэтому важно держать оборудование на улице до конца съемочного дня, — говорит Рихард.
— Кроме того, в условиях низкой температуры аккумулятор камеры очень быстро разряжается, поэтому лучше всего брать с собой два запасных аккумулятора на один день съемки».
Вы наверняка проголодаетесь, поэтому стоит запастись едой. Рихард говорит, что сытость и тепло помогут вам сосредоточиться.
«Холодными руками вам будет сложно управляться с оборудованием, поэтому не забудьте взять теплые перчатки и солнцезащитные очки с высокой степенью защиты от УФ-излучения для защиты глаз от яркого солнечного света и бликов на снегу. Кроме того, захватите с собой влагозащищенный рюкзак с жестким корпусом, чтобы защитить оборудование, если вы вдруг упадете».
Для защиты камеры от холода некоторые модели системы Canon EOS R оснащены защитой от непогоды, которая обеспечивает сохранность всех шлейфов, винтов и отверстий от попадания посторонних предметов, включая и частицы снега.
4. Выберите подходящую позицию для съемки и не мешайте спортсмену.
Правильный выбор места съемки в горах не менее важен, чем подбор условий освещения. Нет ничего зазорного в том, чтобы попробовать нечто новое, однако существуют и стандартные позиции, с которых не стоит вести съемку.
«Если вы просто смотрите на гору, она выглядит плоской. Всегда хочется сфотографировать объект сбоку или немного снизу».
Где бы вы ни решили разместиться, не стоит пытаться управлять сразу всеми аспектами происходящего. Пусть спортсмен, будь то лыжник, сноубордист, бобслеист или представитель иной дисциплины, занимается тем, что умеет лучше всего.
«Старайтесь также избегать постановочных кадров. Лучше снимать с позиции стороннего наблюдателя так, чтобы объект съемки смотрел в направлении трассы или склона, по которому будет выполняться спуск».
Многим фотографам хочется делать и портретные снимки. Однако Рихард говорит, что их стоит создавать по ходу съемки.
«Если вы работаете над портретом, пусть это будет портрет "лицом к лицу", когда вы находитесь близко к человеку и разговариваете с ним. Или наблюдайте со стороны и снимайте то, что происходит вокруг. Не пытайтесь сделать нечто среднее».
5. Попробуйте снимать против солнца, подбрасывая в воздух снег.
Как правило, съемка против солнца считается банально неэффективной. Однако Рихард говорит, что это одно из тех правил, которые иногда стоит нарушить.
«Пробивающиеся сквозь облака лучи солнца — это настоящее украшение любой фотографии горного пейзажа. Не бойтесь снимать против солнца — так вы сможете получить интересные фотографии зимних видов спорта».
Однако прежде чем направить объектив в сторону солнца, убедитесь, что при экспонировании света будет не слишком много.
«Самый лучший способ предотвратить передержку в таких условиях съемки — вручную задать выдержку 1/2000 сек., установить диафрагму на f/8 и выбрать ISO 200. Если вы снимаете в автоматическом режиме, используйте компенсацию экспозиции от +1 до +3 ступеней, иначе снимки получатся слишком темные».
Подобрав оптимальные настройки, вы получите эффектный результат.
«Солнце подсветит снег, разлетающийся в стороны во время движения лыжника или сноубордиста. Еще лучше, если солнце будет прямо за человеком, которого вы фотографируете. Современные объективы действительно очень мощные».
Рихард говорит, что существуют и другие способы запечатлеть прекрасную солнечную погоду. «Чтобы создать интересный эффект, встаньте лицом к солнцу, подбросьте горсть снега и попробуйте сфотографировать его в тот момент, когда он будет рассыпаться в воздухе, подсвеченный солнцем».
6. Используйте правильные настройки для заснеженного фона и быстро движущихся объектов.
При съемке в заснеженных локациях одним из определяющих факторов являются белоснежные вершины. Чистый белый снег имеет сильные светоотражающие свойства.
«Теперь немного поговорим о технических нюансах. Датчик камеры откалиброван по серому цвету. Он распознает отражения в серых тонах. Поэтому если в рамках сцены преобладает белый цвет, нужно соответствующим образом подстроить параметры съемки».
К счастью, для съемки снега можно подобрать оптимальные настройки камеры.
«Чтобы снег в сценах с преобладанием белого цвета не казался серым, я сперва устанавливаю специальное сочетание параметров». Рихард рекомендует устанавливать на камере ручной режим (M), выдержку около 1/2000 сек., диафрагму f/8 и ISO 200.
Рихард говорит, что для еще более захватывающих фотографий можно запечатлеть на фоне снега человека в куртке яркой расцветки.
Помимо настройки камеры с учетом снежных пейзажей необходимо подобрать настройки и для съемки динамичного горнолыжного спорта.
«Сложность заключается в том, что нужно правильно настроить автофокус, т. е. как только вы увидите в кадре ваш объект, начинайте снимать. С каждым кадром функция автофокуса будет "учиться" делать то, что вам нужно. Она анализирует, в каком направлении и с какой скоростью двигается объект съемки, чтобы прогнозировать следующий кадр».
7. Выберите для съемки подходящую камеру.
Рихард говорит, что со времен, когда он только начинал снимать сноубордистов для ведущих изданий, многое в работе камер значительно изменилось.
«Я помню, как снимал на леднике Флек, а затем через неделю поехал в Ванкувер и отдал на проявку 20 катушек с пленкой. Через три часа я увидел результат и буквально заплакал. Абсолютно все снимки получились слишком темными, — говорит Рихард. — При работе с пленкой ошибка даже в полступени экспозиции значила, что фото будут непригодны».
Сегодня подобных проблем с обработкой пленки можно полностью избежать благодаря цифровому редактированию. Но вам все равно потребуется подходящая камера и комплект оборудования.
«Для съемки на горнолыжных склонах лучше всего подходит мощная и компактная камера, — рассказывает Рихард. — Кроме того, вам потребуется видоискатель, поскольку в горах очень яркий свет, и зачастую трудно выбрать композицию кадра, используя только экран камеры. Если вы хотите снимать динамичные спортивные мероприятия, вам потребуется камера с высокой частотой кадров — любая модель со скоростью съемки не менее 5 кадров в секунду».
Камеры Canon EOS R7 и Canon EOS R8 отлично подходят для съемки на склонах. Обе модели предлагают исключительную скорость серийной съемки и систему Dual Pixel CMOS AF II для быстрой и точной фокусировки. И датчик изображения APS-C на EOS R7, и полнокадровый датчик EOS R8 обеспечивают высокую детализацию снимков.
«Просто попробуйте, — говорит Рихард. — Вам нужно начать экспериментировать и искать свой стиль. Так что не стесняйтесь и отправьтесь снимать».
Похожие статьи
Советы по съемке в экстремальных погодных условиях
Ниже представлены советы и рекомендации по оттачиванию навыков съемки в экстремальных погодных условиях, которые помогут вам защитить оборудование и позаботиться о себе.
Как создавать качественные фотографии зимой
Раскройте всю красоту этого времени года с фотографом Владимиром Медведевым.
Съемка с панорамированием для начинающих
Эти полезные советы помогут узнать, как использовать технику панорамирования для создания качественных динамичных сюжетов.
Советы по работе с выдержкой
Освойте управление выдержкой с нашим руководством для начинающих и создавайте более яркие динамичные изображения.